Задержание (ст.108 УПК РБ)

 Порядок задержания лица в Республики Беларусь

задержаниеНормативным актом, регулирующим порядок задержания лица в Республики Беларусь, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту – «УПК»). Ниже будем рассматривать «задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления».

Задержание может применяться не к любому лицу, а лишь подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы либо ареста. (Хотя, в Уголовном кодексе относительно немного статей, за совершение которых лишение свободы или арест не предусмотрены).

На практике задержание, как правило, применяется к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, к иностранцам, лицам, уклоняющимся от явки по вызову в орган уголовного преследования, неоднократно судимым, ведущим аморальный образ жизни, без определенного места жительства.

 Порядок задержания

Задержание заключается в фактическом задержании лица в месте его нахождения (месте работы, учебы, жительства и т.п.), доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом (ст.107 УПК).

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления оформляется не до, а после фактического задержания лица. Кроме того, оно может быть осуществлено даже до возбуждения уголовного дела в отношении задерживаемого.

Поэтому единственный документ, который обязаны предъявить задерживаемому – удостоверение личности.

Правом задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обладают сотрудники органов внутренних дел (ст.24 закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»), органов госбезопасности  — по делам, отнесенным законодательными актами Республики Беларусь к их ведению (ст.18 закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»), органов финансовых расследований – по делам в сферах предпринимательства и налогообложения (ст.13 закона Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь»).

Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования задержание лица оформляется в порядке, установленном ст.110 УПК. Должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется (1) протокол задержания, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные ст.41 УПК права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования орган дознания, следователь, прокурор должны вынести (2) постановление о задержании, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принять решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному. О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны  (3) письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.

Если задержание лица произведено, но уголовное дело еще не возбуждено — вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания, о чем выносится (4) постановление о возбуждении уголовного дела.  В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 72 часов (по некоторым преступлениям – не свыше 10 суток!) с момента фактического задержания. По истечении этого времени задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении него должна быть применена мера пресечения. Данная норма означает, что лицо необязательно будет отпущено по истечении 72 часов, но основание его содержания под стражей должно быть изменено в обязательном порядке.

 Права задержанного

Задержанный обладает всеми правами подозреваемого (ст.41 УПК).

В частности, как подозреваемый, он имеет право:

— знать, в чем он подозревается;

— немедленно по задержании получить от органа уголовного преследования письменное уведомление о принадлежащих ему правах; копию постановления или протокола о задержании; копию постановления о возбуждении уголовного дела или о признании его подозреваемым. Термин «немедленно по задержании» в УПК не определен. На практике это понимают как «по доставлении в орган уголовного преследования»;

— уведомить через орган уголовного преследования членов семьи или близких родственников о месте своего содержания в течение 12 часов с момента фактического задержания;

— получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого юридическую консультацию адвоката за счет средств местного бюджета. Данная норма означает, что перед тем, как задержанный даст какие-либо показания в отношении себя, оно вправе получить квалифицированную юридическую помощь адвоката и понять, прежде всего, что происходит – не от заинтересованного в раскрытии преступления органа уголовного преследования, а от независимого лица. А также – изначально правильно сформировать свою позицию, чтобы излишне не оговорить себя. А  также – понять суть предоставленных ему законом прав и как ими пользоваться. Данную норму органы уголовного преследования, как правило, обходят: проводят не допрос подозреваемого, а отобрание объяснений. В этом случае (до начала отобрания объяснений) орган уголовного преследования не обязан предоставлять задержанному возможность получить консультацию адвоката. При этом, как правило, умалчивается о том, что задержанный вправе не давать объяснений против себя, членов своей семьи, близких родственников и убедительно объясняется, что адвокат задержанному не нужен: «зачем Вам платить деньги ни за что, сами разберемся», «признайте вину и мы Вас отпустим, это простая формальность», «потом можете отказаться от своего признания», «сейчас адвокат Вам не нужен, возьмете на суд».  А уже после того, как лицо себя оговорило в совершении преступления в надежде, что его отпустят домой, орган уголовного преследования оформляет в установленном порядке задержание и приглашает адвоката для дачи консультации до начала первого допроса и собственно допроса. Такое отобрание объяснений у задержанного – само по себе грубое нарушение уголовно-процессуального закона.  Однако, наибольший вред такого объяснения для задержанного в том, что, признав на начальном этапе производства по уголовному делу свою вину, подозреваемый формирует убежденность органов предварительного расследования в своей виновности и обвинительную направленность уголовного процесса, в том числе и в суде. Это значительно усложняет процесс защиты: важнейшим условием эффективной защиты лица по уголовному делу является изначально, с первого допроса, грамотно сформированная позиция. Поскольку впоследствии отказаться от своего признания лицо-то может, но суд может не принять во внимание такой отказ. Таким образом, задержанному целесообразно отказываться от дачи объяснений по делу и требовать проведения допроса и получения консультации адвоката до его начала;

— иметь защитника с момента объявления постановления органа уголовного преследования о возбуждении против него уголовного дела, либо постановления о признании подозреваемым, либо постановления о задержании; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед. Если у задержанного нет определенного адвоката, с которым он хотел бы сотрудничать, — возможно заключить соглашение с дежурным адвокатом,  который вызывается через орган уголовного преследования для проведения допроса и дачи консультации до первого допроса. Здесь следует иметь в виду, что «дежурный» – не значит «плохой», поскольку дежурить для таких случаев обязан каждый адвокат из любой юридической консультации, независимо от стажа работы и квалификации. Это также не означает, что задержанному предоставляется «государственный» адвокат, поскольку «государственных» адвокатов (состоящих в штате государственных учреждений и получающих зарплату от государства) не существует;

— давать показания или отказаться от дачи показаний. Данное право означает, что лицо вправе отказаться до дачи показаний на какое-то время (например, до получения консультации адвоката до первого допроса, либо до прибытия именно того адвоката, о котором он ходатайствовал либо который приглашен его родственниками), либо до вынесения приговора. Никаких ограничений здесь не установлено. Часто на практике лицо отказывается от дачи показаний до окончания предварительного расследования: с этого момента лицу предоставляются все материалы уголовного дела для ознакомления, и оно может сформировать свою дальнейшую позицию, исходя из степени доказанности его вины собранными по делу материалами.

 Обжалование задержания в суд

Незаконное задержание  — это совершенное с нарушением норм УПК о порядке проведения задержания.

Порядок обжалования в суд задержания детально урегулирован нормами УПК, поэтому останавливаться на нем подробно нет необходимости. Особо здесь следует отметить, что даже если срок задержания истек (72 часа) и к лицу уже применена мера пресечения, — все равно целесообразно обжаловать задержание лица в суд, а затем (при необходимости) в кассационную и надзорную инстанцию, т.к. нарушение норм УПК о порядке задержания лица является основанием для отмены меры пресечения в виде заключения под стражу.

 Адвокат Шестовская Татьяна

Анализ законодательства по состоянию на 10 октября 2017 года