Задержание (ст.108 УПК РБ)

задержаниеВажно!
Каждый задержанный имеет право перед дачей пояснений получить консультацию адвоката! Лишать его данного права незаконно. Задержанный вправе требовать предоставить ему конкретного адвоката, который ему известен, либо дежурного адвоката. 

Порядок задержания
Задержание заключается в фактическом задержании лица в месте его нахождения (месте работы, учебы, жительства и т.п.), доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом (ст.107 УПК).

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления оформляется не до, а после фактического задержания лица. Кроме того, оно может быть осуществлено даже до возбуждения уголовного дела в отношении задерживаемого.
Поэтому единственный документ, который обязаны предъявить задерживаемому – удостоверение личности лица, производящего задержание.
Правом задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обладают сотрудники органов внутренних дел (ст.24 закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»), органов госбезопасности — по делам, отнесенным законодательными актами Республики Беларусь к их ведению (ст.18 закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»), органов финансовых расследований – по делам в сферах предпринимательства и налогообложения (ст.13 закона Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь»).
Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования задержание лица оформляется в порядке, установленном ст.110 УПК. Должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется (1) протокол задержания, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные ст.41 УПК права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования орган дознания, следователь, прокурор должны вынести (2) постановление о задержании, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принять решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному. О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны (3) письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.
Если задержание лица произведено, но уголовное дело еще не возбуждено — вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания, о чем выносится (4) постановление о возбуждении уголовного дела. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.
Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 72 часов (по некоторым преступлениям – не свыше 10 суток!) с момента фактического задержания. По истечении этого времени задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении него должна быть применена мера пресечения. Данная норма означает, что лицо необязательно будет отпущено по истечении 72 часов (10 суток), но основание его содержания под стражей должно быть изменено в обязательном порядке.

Права задержанного
Задержанный обладает всеми правами подозреваемого (ст.41 УПК).
В частности, как подозреваемый, он имеет право:
знать, в чем он подозревается;
получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого юридическую консультацию адвоката за счет средств местного бюджета. Данная норма означает, что перед тем, как задержанный даст какие-либо показания в отношении себя, он вправе получить квалифицированную юридическую помощь адвоката и понять суть предоставленных ему законом прав и как ими пользоваться, правильно сформировать свою позицию, чтобы излишне не оговорить себя. Случается, что данную норму закона органы уголовного преследования обходят: проводят не допрос подозреваемого, а отобрание объяснений, поскольку до отобрания объяснений орган уголовного преследования не обязан предоставлять задержанному возможность получить консультацию адвоката. При этом задержанному не разъясняется, что задержанный вправе не давать объяснений против себя, членов своей семьи, близких родственников. Его убеждают в том, что адвокат задержанному не нужен: «зачем Вам платить деньги ни за что, сами разберемся», «признайте вину и мы Вас отпустим, это простая формальность», «потом можете отказаться от своего признания», «сейчас адвокат Вам не нужен, возьмете на суд». А уже после того, как лицо себя оговорило в совершении преступления в надежде, что его отпустят домой, орган уголовного преследования оформляет в установленном порядке задержание и приглашает адвоката для дачи консультации до начала первого допроса и собственно допроса. Такое отобрание объяснений у задержанного – само по себе грубое нарушение уголовно-процессуального закона. Однако, наибольший вред такого объяснения для задержанного – формирование убежденности органа уголовного преследования и суда в своей виновности. Таким образом, задержанному целесообразно отказываться от дачи объяснений и требовать проведения допроса и получения консультации адвоката до его начала;
иметь защитника с момента объявления постановления о задержании, либо постановления о признании подозреваемым, либо постановления органа уголовного преследования о возбуждении против него уголовного дела; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед. Если у задержанного нет определенного адвоката, с которым он хотел бы сотрудничать, — возможно заключить соглашение с дежурным адвокатом, который был вызван через орган уголовного преследования для проведения допроса и дачи консультации до первого допроса. Здесь следует иметь в виду, что «дежурный» – не значит «плохой», поскольку дежурить для таких случаев обязан каждый адвокат из любой юридической консультации, независимо от стажа работы и квалификации. Это также не означает, что задержанному предоставляется «государственный» адвокат, поскольку «государственных» адвокатов (состоящих в штате государственных учреждений и получающих зарплату от государства) не существует;
давать показания или отказаться от дачи показаний. Данное право означает, что лицо вправе отказаться до дачи показаний на какое-то время (например, до получения консультации адвоката до первого допроса, либо до прибытия именно того адвоката, о котором он ходатайствовал либо который приглашен его родственниками), либо вовсе не давать показаний.

Обжалование задержания в суд
Незаконное задержание — это произведенное с нарушением норм УПК о порядке проведения задержания.
Порядок обжалования в суд задержания детально урегулирован нормами УПК, поэтому останавливаться на нем подробно нет необходимости. Особо здесь следует отметить, что даже если срок задержания истек и к лицу уже применена мера пресечения в виде заключения под стражу, — все равно целесообразно обжаловать задержание лица в суд, т.к. нарушение норм УПК о порядке задержания лица является основанием для отмены и меры пресечения в виде заключения под стражу.

Адвокат Шестовская Татьяна
Анализ законодательства по состоянию на 10 апреля 2018 года